Культура

В РЦНК в Киеве отметили 105-летие со дня рождения киноактера Павла Кадочникова

Compressed file

29 июля, в рамках нового проекта Российского центра науки и культуры в Киеве «Имена великой эпохи», состоялась онлайн-лекция «Призвание», приуроченная к 105-летию со дня рождения советского киноактера, народного артиста СССР Павла Петровича Кадочникова (29.07.1915 – 2.05.1988).

Уроженец Петрограда, выходец из рабочей семьи, он провел детские годы на родине предков, в уральском селе Бикбарда, где окончил школу крестьянской молодежи и увлекся рисованием. В 1927 году, после возвращения семьи в Ленинград, юный Павел поступил в детскую художественную студию, мечтал стать профессиональным художником, однако из-за тяжёлой болезни отца, должен был помогать родным, работая учеником слесаря на заводе «Красный путиловец».

Продолжая посещать художественную студию, талантливый подросток обратил на себя внимание руководителя местного театрального кружка – режиссера Авдеева. Восхищенный умением задорного паренька исполнять частушки, он пригласил Павла участвовать в спектаклях кружковцев, убедился в его незаурядных актерских способностях и представил выдающемуся театральному педагогу, профессору Борису Зону.

В 1929 г. Кадочников поступил на актерский курс техникума при Ленинградском Театре юного зрителя, переведенном вскоре в Ленинградский техникум сценических искусств (ныне – Российский государственный институт сценических искусств). В 1935 году, закончив техникум он стал актёром Нового ТЮЗа под руководством своего учителя Бориса Зона и в том же году начал сниматься в кино, сыграв там, более чем за полвека, свыше 70 ролей.

Путевку молодому театральному актеру в большое экранное искусство дало участие в фильме советского киноклассика, режиссера Сергея Юткевича «Яков Свердлов» (1940), где он сыграл сразу две роли – юноши Леньки Сухова и… великого писателя Максима Горького. Первый крупный зрительский успех пришёл к Павлу Кадочникову, благодаря главной роли композитора Алексея Мухина, в музыкальной комедии отечественного «киностарейшины» Александра Ивановского  «Антон Иванович сердится» (1941).

Длительная работа под руководством классика мирового киноискусства, великого советского режиссёра Сергея Эйзенштейна, пригласившего 29-летнего актера сыграть целых три роли в грандиозной исторической кинотрагедии  «Иван Грозный» (1944 – 1945) круто изменила творческую судьбу Кадочникова, покинувшего театр и сосредоточившегося исключительно на работе в кино.

Исключительная, всенародная популярность и первая Сталинская премия были обретены им уже вскоре, в результате триумфального успеха героико-приключенческого фильма выдающегося режиссера Бориса Барнета «Подвиг разведчика» (1947), созданного на Киевской киностудии. Там актер блистательно сыграл главную роль советского офицера Алексея Федотова, работающего во тылу немецко-фашистской армии под видом немецкого военного и торговца Эккерта.

Год спустя его слава была упрочена великолепным исполнением главной роли советского летчика Алексея Мересьева в картине Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке» (по одноименному роману Бориса Полевого, 1948, Сталинская премия 1949 г.). Потеряв, в результате ранения и обморожения обе ноги, герой фильма возвращается в строй и продолжает побеждать вражеских асов, умея не только ходить, но даже танцевать на протезах.

Третья Сталинская премия была вручена Павлу Кадочникову за роль инженера Алексея Ковшова в следующем фильме Александра Столпера «Далеко от Москвы» (1950), посвященном самоотверженному, героическому труду строителей нефтепровода на Дальнем Востоке, в начале Великой Отечественной войны.

Среди лучших работ актера последующего времени – роли: в кинокомедиях: «Запасной игрок» (1954) Константина Юдина, «Укротительница тигров» (1954) и «Медовый месяц» (1956) Надежды Кошеверовой; в фильмах Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979), «Очи чёрные» (1986) и киноэпопее Андрея Михалкова-Кончаловского «Сибириада» (1978); в музыкальных комедиях Яна Фрида «Благочестивая Марта» (1980) и «Сильва» (1981), сказке Леонида Нечаева «Проданный смех» (1981), дилогии Геннадия Полоки «Наше призвание» (1981) и «Я – вожатый форпоста» (1986), а также – многих других.

Кроме того, Павел Кадочников весьма интересно проявил себя и в качестве кинорежиссера, создав художественные фильмы: «Музыканты одного полка» (по некогда популярной пьесе Д.Дэля «Парни музкоманды», 1965), «Снегурочка» (по одноименной сказке А.Н. Островского, 1968) и «Я тебя никогда не забуду» (на сюжет из истории Великой Отечественной войны, 1983), в которых также выступал и как исполнитель различных ролей. Его последней режиссерской и актерской работой стала историко-биографическая картина «Серебряные струны» (1987), посвященная создателю первого в России ансамбля народных инструментов Василию Андрееву.

Онлайн-лекцию в Российском центре науки и культуры в Киеве провел кандидат исторических наук Евгений Гороховский.

Онлайн-лекция «Призвание», приуроченная к 105-летию со дня рождения киноактера Павла Кадочникова
РЦНК в Киеве